вторник, 17 июля 2012 г.

На велосипеде по Финляндии (первый выезд), июль 2012


Еще до старта обзорного автопробега по Европе планировали второй летний отпуск провести с велосипедами в Финляндии и Норвегии. Время идет, до второго отпуска еще далеко, велосипеды скучают на балконе, а у бабушки не открыта виза… Достаточно аргументов для того, чтобы сделать пробную веловылазку на выходные!
Почитали про велопутешествия по Финляндии в сети:
http://www.stopinfin.ru/road/bike/
http://fontanka.fi/124-%D0%9D%D0%B0_%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B5/
http://e-finland.ru/travel/rest/v-finlyandiu-na-velosipede.html
http://www.vse.fi/tourism/chto-nuzhno-znat/137-po-finljandii-na-velosipede
http://www.popblogs.ru/2010/07/21/na_velosipede_v_finlyandiu-5792
Сделали выводы:
- шлемы брать обязательно (впрочем, мы и дома без шлемов не катаемся)
- карты Fillary GT нужно искать на торрентах, либо покупать в Финляндии
- на случай поездок в туман, в сумерки и в темное время суток нужны фонари передние и задние
- не помешают дождевики
- вопрос оформления временного ввоза велосипедов лучше выяснять непосредственно на таможне, т.к. показания в сети расходятся
- маршрут нужно планировать, исходя из доступности отелей вблизи основных ниток маршрутов, однако очень любопытно проехать по берегу озерной системы Сайма и заглянуть в Patsaspuisto
Поскольку поездка планировалась достаточно спонтанно, искали отели вблизи Иматры и Савонлинны – по наличию, цене, отзывам на Booking.com и удаленности от веломаршрутов подошел http://www.herttua.fi/. Соответственно, план на автомобиле: Вологда – СПб – Светогорск – Иматра – Париккала – Керимяки и обратно, план на велосипедах: Керимяки – Савонлинна – Керимяки и, если будет желание, Керимяки – Пунхакарью – Керимяки.
Стартовали около 5 утра, хотя раньше старались выезжать в СПб в ночь, чтобы не терять время выходного дня на дорогу, и чтобы гарантированно не встречать дпсников на неосвещенных загородных участках трассы. Однако после встречи с лосем в Киришах бодрости ездить по ночам поубавилось. Выяснили: днем дпсников существенно больше, но радар-детекор + водительская взаимопомощь выручают; при раннем подъеме прибываем в СПб примерно в то же время, в которое проснулись бы после ночного “перелета”; днем на три порядка меньше мошек липнет на машину и велики.
P1090924
Помня предыдущий опыт перевозки велосипедов в СПб, подготовились: замотали рули и седла стретчем для упаковки продуктов, т.к. более плотного не нашли.Зачем заматывать? После 700 км по трассе на велики налипает плотный слой мошек в несколько мм, оттереть их можно только детскими салфетками или керхером. Хвататься за такое покрытие противно :о), тратить время на оттирку – тоже.
По пути попали на ремонт дороги под Череповцом, потеряли минут 10. Тихвинский ремонт объездной (можно встрять на 30-50 минут, т.к. потоки пускают по одной полосе попеременно, а участок – большой) миновали проверенным маршрутом Тихвин – Кириши – Зуево. На мурманской трассе (М8) идет ремонт нескольких мостов, также есть риск потерять до получаса времени, а объездную Тосно уже залатали – поэтому через Кириши и трассу Е95 получается на 90 км дальше, но как минимум не медленнее, чем через Новую Ладогу и М8.
Через 7 часов после старта прибыли в СПб: отдышались, пообедали, купили грин-карту в МСК в Ленте и там же сухпай на предстоящую часть пути, обмотали стретчем и закинули на крышу третий велик, взяли бабушку – и отправились в сторону Суоми.
Предполагая ремонт мостов на трассе Скандинавия и пятничный траффик из города, решили ехать по среднему шоссе на Выборг (А125), через Сестрорецк - Зеленогорск – Поляны – Выбор – Каменногорск – Светогорск. Когда-то через Поляны шла хорошая и пустынная дорога, позволяющая ехать с ветерком и без необходимости обгонять караван фур и автовозов. Однако время не щадит ничего – состояние дороги после Полян оказалось на двоечку с минусом: автовозов нет, но есть много ям и выпертых наверх труб, скорость движения низкая. Поэтому после Каменки повернули в сторону Скандинавии, ехать до Выборга не решились.
Такой крюк, однако позволил все мосты объехать и до Светогорска домчать без проблем. От Выборга до Светогорска идет обычная дорога, по 1 полосе в каждую сторону. Очень мало возможностей для обгона, и по этой причине – высокая плотность гаишников вечером в пятницу. Они даже без радаров сидят – пишут на видео обгоны по встречке со всеми вытекающими последствиями. В итоге через 3 часа после выезда из СПб были на границе с Финляндией. Попали в пересменку, потеряли 45 минут, однако дальше все прошло быстро и вежливо. Тетушка на паспортном контроле сама (!) предложила не держать малыша на ветру, а нести его в машину.
С оформлением временного ввоза великов все оказалось очень просто. Мы начитались отзывов в сети про требования документов, перепись серийных номеров с рам, декларирование на российской и на финской границе, пробивку велосипедов по базе украденных в Финляндии и т.п. – потому ехали с заранее сфотканными серийниками и однозначным намерением декларировать ввоз. Однако и русские финские таможенники посмотрели на велосипеды и весело махнули рукой в ответ на вопрос “нужно ли декларировать” и “не будет ли проблем при обратном вывозе из Финляндии в РФ”. Никаких документов не спрашивали, необходимость декларирования отвергли, номера на рамах не смотрели. Единственный вопрос задал финский таможенник после моих настойчивых попыток привлечь его внимание к проблеме перевозки велосипедов: “Они у вас б/у, так чего вы переживаете?!”.
Еще через час мы ужинали на заправке ABC под Париккалой, а через два – получали ключи от номера на ресепшн.
Утром похвалили финский завтрак и обозрели достопримечательности.
Сосны.P1090933
P1090950P1090936
Причал, озеро и кувшинки. Отель дает лодки напрокат, как, впрочем, и велосипеды. Велики мы взяли свои, на лодки не оставалось времени, а вот шлем для бабушки нам дали в отеле бесплатно.
P1090937P1090939
P1090943
Изрядное количество списанной военной техники, есть даже легендарный и победоносный Т34. Любопытно изучить, полазать, потрогать. Техника в хорошем состоянии, если верить сопроводительным надписям – финны использовали вооружение 30-40х годов вплоть до конца 90х. Стволы направлены в сторону Карелии :о)P1090946P1090948
Котоколобок охраняет вход в отель.
P1090951
Когда завтрак уютно улегся в животах и погода единогласно была признана летной, скинули велики, установили кресло для Лехи, попросили соотечественника сделать групповой снимок – и дали старт велосипедной части путешествия.
P1090955
От отеля до Керимяки ведет полузаросшая гравийная велодорожка вдоль основной дороги. В самом городе – велодорожки везде. Первая достопримечательность – деревянная церковь. Если верить Википедии – это самая большая деревянная церковь в мире, на 5000 единовременно пришедших прихожан.
P1090957
Через 5 минут город закончился, и мы уперлись в окончание велодорожки. Иллюзия относительно того, что в Финляндии “велодорожки везде” развеялась. И хотя на карте маршрут помечен как “велосипедный”, часть его проходит по обочине автотрассы. Минутное замешательство устранила пара финских пенсионеров, бодро крутящих педали на обочине. Мы последовали их примеру.
P1090962P1090961
В Финляндии велосипедистов любят и уважают, водители вовремя снижают скорость и объезжают помеху на безопасном расстоянии. Поэтому даже с ребенком в кресле ехать по обочине можно относительно комфортно.
Местами встречаются Скауты-птицееды.
P1090965
Через 15 км после старта (из них около половины по обочине) велодорожки снова появились и уже не исчезали до самой Савонлинны. Часть дорожек недавно реконструировали – покрытие идеальное. На спуске удалось достичь скорости в 44,7 км/ч. Леха в восторге, поет песни и подгоняет!

Государство, уделяющее такое внимание велосипедным потребностям граждан, не может не вызывать уважение.P1090966
P1090968
По пути стали очевидны несколько просчетов при планировании маршрута: во-первых, на картах Финляндия плоская, а в жизни – сплошные холмы. Во-вторых, при замере по яндекс.картам расстояние отличается от фактически проезжаемого на велосипеде раза в 1,5. В-третьих, ветер в Финляндии всегда дует в лицо :о) Поэтому уже по пути в Савонлинну поняли,  что “легкая прогулка на 40 км” обернется минимум 60тью км по холмам. Для нашей нетренированной группы это приличное испытание :о)

Вот почти так нужно рекламировать бензопилы. Не хватает радостно-ожесточенной ухмылки на лице.
P1090973
Бабушка так и не появилась для фотографирования: на спуске она умудрилась потерять цепь, познакомиться с обаятельным финном и уехать в непонятном направлении. Бабушку нашли, но момент для кадра был потерян.
P1090975
А вот и вид с моста через озеро Сайма (или озерную систему Сайма?). P1090977P1090982
Видно не только озеро, но и крепость Олавинлинна – цель нашего путешествия.
P1090985
Добравшись до крепости, устроили привал и уничтожили сухой паек. Перекидали все камни в воду :о)
P1090989P1090986
От идеи пройти в крепость, оставив велики у забора отказались – заграница заграницей, а идти 30 км обратно пешком не хочется :о) У финнов отношение к велосипедам проще.
Сделали круг по городу и легли на обратный курс.
P1090999P1100002P1100005P1100007P1100009
С продвижением по кривой опыта лица участников становились все более и более суровыми.
P1100012
В итоге за 7 часов велопрогулки проехали 59,5  км. Устали, но жутко горды собой: смогли вернуться обратно, не прибегая к услугам такси :о)

Утром в воскресенье погода испортилась, поэтому сразу после завтрака погрузились – и в путь. Сил кататься до Пунхакарью не осталось, да и вечером надо быть уже в Вологде. По пути заехали в Patsaspuisto, названный в одном из отчетов в сети “парком параноидальной скульптуры”. Словами это не описать, это нужно видеть :о)
Отмечу только, что парк прямо у дороги, за вход денег не берут, есть парковка и гриль, а все скульптуры – плод творчества обычного финского рабочего. Интересный, должно быть, внутренний мир у человека :о)
P1100014P1100015P1100017P1100019P1100020P1100021P1100023P1100026P1100027P1100030P1100032P1100033P1100037P1100040P1100045P1100047P1100048P1100052P1100053P1100056
P1100058
P1100051
Границу в Иматре прошли за 30 минут (!!!), на одном дыхании долетели до Выборга , а потом и до поворота на Каннельярви по М10. У поворота уткнулись в хвост очереди к ремонтируемому мосту, решили не стоять -  свернули на Каннельярви и Поляны. Не уверен, что что-то выиграли, т.к. после Полян поток возвращающихся под дождем в СПб дачников стал сплошным, и до выезда из Солнечного плелись крайне медленно.
Стрельна – Пушкин – Ям-Ижора – Зуево – Кириши – Тихвин – Вологда. В 2 часа ночи уже укладывались спать.
Велики позволяют ехать также быстро, как обычно ездим без них, но расход увеличивается на 2-3 литра на 100 км в зависимости от скорости и режима движения. От числа великов (2 или 3) расход не зависит. Заматывать стретчем 3 велика по времени не быстрее, чем оттирать мух салфетками, а оттирать все равно приходится. Не сшить ли быстросъемные, но с малой парусностью чехлы для подобных поездок? :о)
P1100062

Комментариев нет:

Отправить комментарий