воскресенье, 22 сентября 2013 г.

Недорогой мобильный интернет в Европе: отчет о результатах теста устройства Comfortway

При подготовке к поездке в Прованс в августе 2013 года мы прорабатывали варианты бюджетного мобильного интернета с разумными лимитами дневного объема трафика, с покрытием во всех странах Евросоюза и с препейдом для точного планирования объема затрат на доступ в сеть.

По результатам нашего кабинетного исследования, лучшим вариантом из найденных нам показался Comfortway. Это устройство с сим-картой внутри, умеющее использовать 2G/3G интернет сотовых операторов и раздавать его на любые девайсы с WiFi-модулями через WiFi. Поставщик базируется в России, есть представительство в Праге (Чехия).

Цель данного поста – вкратце подытожить впечатления, плюсы и минусы решения от Comfortway, выявленные нами в ходе путешествия. И тем самым помочь сэкономить время, деньги, нервные клетки другим путешественникам. Детали и нюансы более подробно приведены в отдельных постах о нашей поездке.

Начнем с минусов, благо их немного и они сочтены нами некритичными. Однако стоит обратить на них особое внимание, чтобы заранее продумать работу с устройством и не нервничать.

Недостатки и непонятки Comfortway:

-1. Заранее планируйте покупку / аренду девайса: купить / арендовать устройство (по состоянию на август 2013) можно только в Москве, не всегда на складе есть достаточный запас. При этом надо сказать, что ребята по отдельному запросу достаточно оперативно и дружелюбно организовали доставку в Вологду.

-2. В России девайс нельзя протестировать, т.к. таковы настройки оборудования и правила работы наших операторов сотовой связи. Поэтому можно проверить только факт включения / выключения устройства.

-3. Девайс достаточно долго “заводится” при первом запуске (что едва не стоило нам опоздания на паром), поэтому стоит включать его сразу после пересечения границы – чтобы он успел подключиться, найти сеть, получить настройки и заработать. По факту, мы начали попытки использовать устройство около 7 утра в Финляндии, но заработало оно только около 11 часов в Эстонии.

-4. Устройство по-разному ведет себя в разных странах, т.к. используются разные операторы. Хуже всего работало в Польше в зоне покрытия как 2G, так и 3G (оператор PLUS) – при постоянном передвижении даже с небольшой скоростью (менее 100 км/ч) фактически, приходилось ловить короткие периоды работоспособности., чтобы перепроложить маршрут или найти очередной отель. Рекомендуем Comfortway заменить партнера в Польше, если это возможно. С другой стороны, за 20 дней путешествия по Европе девайс ни разу не подвел так, чтобы мы пожалели о сделанном выборе – мобильный интернет был доступен, хотя и с разной скоростью / стабильностью.

-5. USB-проводок для зарядки оказался достаточно хлипким. Именно сам разъем на проводе, втыкающийся в устройство, развалился на 6й день путешествия. Оказалось, что в Европе mini-USB купить не так-то просто, все уже перешли на micro-USB. По счастью, у нас был запасной провод от переносного HDD – выкрутились.

-6. Деньги, положенные на счет, нужно использовать полностью. Нет срока “давности”, но если не планируете пользоваться устройством в будущем – нужно обнулить баланс. Вернуть средства на карту / перевести на мобильный телефон пока нельзя. Хотя было бы удобно. С другой стороны, чтобы устройство заработало при очередной поездке – нужно, чтобы баланс был достаточным минимум для оплаты одних суток доступа.

-7. При исчерпании дневного лимита трафика переход на оплату за каждый Мб никак не анонсируется пользователю. Соответственно, возникают риски исчерпать баланс и остаться без связи на следующий день, т.к. положенных денег не хватит для оплаты очередных суток. Было бы полезно получать сообщение / подтверждать переход с режима использования предоплаченного объема на режим тарификации трафика – это позволит лучше управлять балансом.

-8. У нас оплата за первый день списалась дважды – один раз из начисленных при покупке устройства средств (в качестве бонуса за покупку нам оплатили первый день использования) и в этот же день из средств, переведенных с банковской карты. При нашем объеме затрат на трафик это не критично, но если кто-либо планирует средства на связь с точностью до суток – может стать неприятным открытием. Буду признателен за комментарии со стороны Comfortway по данному казусу.

-9. Тариф поменялся с 200 руб. до 250 руб. за 150Мб в то время, пока девайс доставлялся нам из Москвы. Это было неожиданно, но объяснимо – резко выросла стоимость евро, а издержки на связь у поставщика – в евро. Однако было бы полезным информировать клиентов об изменении стоимости трафика (рассылкой, баннером на главной странице my.start). Не критично, но важно для планирования расходов и минимизации числа операций с банковской картой при использовании устройства.

-10. На устройстве есть кнопочки, предназначение которых не очень понятно, и в инструкции не прописано. А нажать хочется :о) Было бы полезно в FAQ прописать, что это за кнопочки, и что будет, если на них нажать (намеренно или случайно). Вообще, в FAQ можно добавить более подробные сведения по целому ряду вопросов – об этом в Рекомендациях ниже.

Теперь о плюсах. На наш взгляд, они настолько круто перевешивают минусы, что на данный момент Comfortway – лучшее решение для тех, кто желает оставаться в сети в ходе длительных путешествий по Европе, и при этом четко планировать расходы на связь.

Достоинства и выгоды использования мобильного интернета Comfortway при путешествии по Европе:

+1. Работает во всех странах Евросоюза. Мы посетили Финляндию, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Австрию, Италию, Францию. При этом большую часть проехали “насквозь”, изрядно поколесили. За исключением Польши и первого старта в Финке, прибор работал практически идеально.

+2. Тариф “150Мб в сутки за 250 руб.” оказался оптимальным. Удавалось использовать навигацию, искать отели, читать про достопримечательности, пользоваться соц.сетями и т.п. При разумном использовании в день выбирали 50-70 Мб, при интенсивном – 100-120 Мб. Несколько раз превышали лимит, но вовремя замечали это – незапланированные затраты составили около 150 рублей за всю поездку. Рекомендация для пользователей: используйте интернет “сеансами”, отключайте WiFi на подключаемых девайсах между сеансами. Здорово экономит трафик, например, при навигации на смартфоне.

+3. Одновременно подключается до 5 устройств. У нас работали 4 – два смартфона, планшет, ноутбук. Страшно подумать, сколько бы денег пришлось заплатить ОпСоСам за интернет в таком путешествии, не будь у нас интернета от Comfortway. С подключением ноутбука во Франции возникли сложности, пришлось обращаться в службу техподдержки. Служба запрос проигнорировала, однако впоследствии (уже в России) выяснил, что проблема была не в устройстве – ноут скачал себе апдейт, в результате чего утратил способность коннектиться с мобильными устройствами, хотя WiFi в кафе и дома работал. Вылечил откатом на одну из точек восстановления и запретом апдейте софта от HP.

+4. Мобильный интернет Comfortway работал при перемещении на авто (в т.ч. на скоростях ближе к 140-160 км/ч). Фактически, практически всегда, когда нам был нужен выход в сеть – он у нас был. Если связь пропадала, перезагрузка устройства (программно через браузер или хардверно через кнопку) решала проблему.

+5. Скорость связи приличная. За исключением Польши и заповедных альпийских уголков, прием стабильный, связь устойчивая. Это крайне важный плюс, поскольку большинство операторов сотовой связи и альтернативных провайдеров мобильного интернета после израсходования дневной квоты трафика (5-7-10-20 Мб максимум) скорость связи обрубается и работать становится почти невозможно.

+6. Устройство долго работает без подзарядки. На наш взгляд, 4 часа, гарантированных поставщиком, выдерживает железно, остается и некоторый запас. Мы без проблем проводили день в машине (используя интернет сеансами), далее клали девайс в карман / рюкзак и отправлялись бродить по очередному городу. Даже если устройство разрядилось, оно продолжает функционировать, как только подключили зарядку. В таком режиме заряжается медленнее, чем в выключенном состоянии, но продолжает выполнять свое назначение – раздает интернет. Полностью заряжается за ночь (от 220В).

+7. Габариты устройства весьма удобны. Легко помещается в карман, в подстаканник – куда угодно. Отсутствие фирменной сумки для хранения нас не напрягало, отдельный автозарядник нам не потребовался – хватало уже имеющихся от других девайсов.

+8. В базовой комплектации есть все, что нужно – устройство, провод USB для зарядки, разъемы для зарядки от 220В и от прикуривателя.

+9. Бюджет на связь. Устройство обошлось нам в 5000 руб. с доставкой, 20 дней мобильного интернета (тариф 150 Мб в сутки а 250 руб.) в ~5150 рублей, т.к. несколько раз мы вышли за лимит в 150Мб. Для сравнения, в прошлом году мы заплатили Мегафону (по тарифу 5 руб. за Мб) более 9000 рублей, при этом расходовали связь как путник в пустыне последние глотки воды – очень скупо, очень экономно. Таким образом, уже в следующую поездку устройство окупится полностью!

+10. Контроль затрат. В отличие от операторов сотовой связи, которые никак не ограничивают объем затрат пользователя на связь, лишь обрезают скорость соединения, решение от Comfortway позволяет потратить на интернет лишь столько денег, сколько было положено на счет. Как только баланс будет исчерпан, связь будет отключена. Баланс контролируется пользователем при каждом включении устройства через страницу my.start – при разумном подходе неожиданности будут полностью исключены. Вы не рискуете получить счет в пару сотен евро за случайно не выключенный GPRS при прокладке маршрута на смартофоне.

+11. Пополнение баланса банковской картой. Мы пополняли баланс дважды, т.к. изначально положили меньше денег, чем требовалось на все путешествие – полагали, что во Франции интернет нам несколько дней не будет нужен. Пополнение происходит почти моментально, без каких-либо проблем. Исключая казус с двойным списанием первых 250 рублей со счета и невозможность отследить момент исчерпания дневного лимита трафика – биллинг работает хорошо.

+12. Доставка по РФ. Я заказал устройство за 5 недель до выезда. Коллеги в Comfortway сразу и с запасом сориентировали по дате прихода партии устройств в РФ, ответили на все вопросы и организовали доставку устройства в Вологду с помощью ПониЭкспресс. Более того, вошли в мое положение и отправили устройство, не дожидаясь завершения ряда формальностей с моей стороны. В результате уже за 1,5 недели до выезда я получил прибор на дом. Очень удобно!

+13. Расширенные возможности: заказ отелей и экскурсий, бронирование столиков в ресторанах и кафе, аренда авто/такси возможны с помощью сервисов Comfortway. Судя по описанию на сайте, по большей части – только в Праге. Мы, хотя и посетили Прагу, пользовались только доступом в интернет, к расширенным сервисам не прибегали. Нам так удобнее и привычнее. Однако, если вы планируете провести уикенд или недельку в Праге – стоит изучить и попробовать. Как минимум, скидки на интернет сможете получить в качестве бонуса.

+14. Недорогие звонки / смс с помощью Comfortway. Разница в стоимости с тем же Мегафоном приличная, однако мы не очень много общаемся по телефону – предпочли пользоваться стандартным роумингом Мегафона.

Рекомендации:

1. Рекомендации путешественникам

* Внимательно приглядитесь к решению от Comfortway, для обеспечения доступа в сеть во время регулярных путешествий в Европу мы лучшего варианта не нашли! Плюсы в виде экономичности и производительности значимо перевешивают несущественные минусы.

* Заказывайте доставку заранее, лучше всего – за 2 месяца до отправления, минимум – за 1 месяц. Это гарантирует своевременное получение.

* Уточняйте тарифы и комплектацию у поставщика, сайт не всегда оперативно и полностью обновляется (а на сайтах www.comfortway.com и www.comfway.ru могут быть и разные данные).

* Включайте устройство сразу после пересечения границы, чтобы оно успело найти сеть, подключиться и начать работать. Первый старт может занять достаточно продолжительное время.

* Внимательно следите за балансом, чтобы вовремя отсечь момент исчерпания дневной квоты и переход на тарификацию трафика, а также чтобы вовремя пополнить баланс. Лучше всего положить денег с запасом, на случай выхода за лимит трафика. Это позволит не получить сюрприза в виде неработающего по причине исчерпания баланса устройства.

* Имейте при себе банковскую карту, с которой можно пополнить баланс.

* Если устройство не работает, но видит сеть – перезагружайте его программно (через браузер в подключаемых к интернету девайсах).

* Не оставляйте устройство в машине, на виду – выглядит оно симпатично, воришики могут заинтересоваться. Еще и на стекло можно попасть.

* Заряжайте ночью от сети 220В, предварительно выключив устройство – это гарантирует работу в течение 4-5 часов (через USB и при работающем устройстве заряжается медленно).

2. Рекомендации поставщику

* Расширить информацию в FAQ:

- уточнить, что для работы с устройством Comfortway используется браузер, который установлен на подключаемом устройстве (из описания на сайте и в инструкции я сделал ошибочный вывод о том, что какой-то браузер идет вместе с Comfortway и некоторое время искал способы его установить на смартфон);

- прописать, что баланс устройства пополняется, но средства со счета не возвращаются: их нужно потратить в данную, либо в следующую поездку;

- прописать назначение кнопок, которые есть на устройстве, но не отражены в инструкции (хотя бы кратко, с информацией том, что кнопки служебные, нажимать можно – ничего не произойдет);

- прописать информацию об иконках на экране устройства (например, количество сообщений на устройстве – нужно пытаться их прочитать или это “служебная информация”, которая пользователю не понадобится);

- привести к единообразию валюты, которые используются для оплаты дней и трафика: рубли или евро - пользователю важно понимать, что положенной при первом использовании суммы будет достаточно на всю поездку, даже если курс евро/рубль изменится (у нас по факту были рубли);

- обязательно написать, что тарификация осуществляется не за сутки работы устройства / сутки нахождения устройства в роуминге / сутки с моменты оплаты – а за сутки использования (с момента расходования первых нескольких килобайт трафика);

- написать, что будет с остатком денег на счете при длительном неиспользовании (больше года): “сгорит” ли остаток, как этого не допустить;

- написать, что ПО с девайса на устройства пользователя ставить не нужно (девайс при подключении к ноуту через кабель воспринимается как флэшка, на которой есть установочные файлы);

- тарифы свести в таблицу и вывесить на главной странице сайтов, это главное конкурентное преимущество Comfortway, а пользователям важно быстро понять – какие варианты тарифов и с какими деталями доступны;

- предупредить пользователей о времени первого старта устройства в Европе (у нас возникли сложности);

- предупредить пользователей о том, что при пересечении границ стран в рамках Евросоюза, при переключении на других операторов сотовой связи, интернет может пропадать.

* Поменять партнера-оператора в Польше

* Сделать возможность пополнить счет заранее, из РФ (пока можно только в Европе, когда уже приехал и подключился – не все смогут сделать это за границей, хотя бы по причине невозможности использовать в таком режиме некоторые банковские карты.

* Настроить возможность контроля баланса даже при исчерпании лимита суточного трафика, через подтверждение пользователем согласия на переход в режим тарификации трафика – для лучшего планирования затрат путешественниками и избегания ситуаций, когда в последний день путешествия интернет не работает, т.к. пользователь на 1 мб вышел за лимит и средств на счете недостаточно для оплаты очередных суток.

* Оценить необходимость замены порта mini-USB на micro-USB, поставлять более надежные кабели.

* Сделать автоматическую перезагрузку устройства, если оно понимает, что запросы с девайсов идут, но трафик не расходуется – связь прервалась.

* По возможности, сократить время первого старта устройства.

Резюме:

Однозначно рекомендуем Comfortway как самое экономичное из известных нам решение, позволяющее иметь доступ в интернет практически в любом уголке Евросоюза за разумные деньги, прогнозировать объем затрат на работу с сетью.

Мы использовали Comfortway для навигации (карты Гугл, Яндекс), поиска и бронирования отелей, поиска описаний достопримечательностей, поиска магазинов, проверки почты, доступа в соц.сети и т.п. Лимита в 150 Мб в сутки хватало с лихвой при относительно разумном использовании. Мы работали с сетью в комфортном режиме, не думая о необходимости скорее отключить связь и не волнуясь о размере счета, который получим по возвращении.

9 комментариев:

  1. Полностью согласен, я тоже доволен Comfortway. Уже в 2 поездках приятно поддерживал мою работу и постоянное присутствие в сети. Я только хотел уничнить: Вы пишете про дешевые sms. А как Вы с помощью его отправляете sms? Я не нашел такой возможности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Иван, спасибо! Мы сами смс не отсылали, но на сайте провайдера информация об этой возможности есть, пусть и не в самом очевидном месте: http://www.comfortway.com/ru/prague/?partner_id=3101#2047, это ссылка на FAQ, раздел Сервисы.

      Удалить
  2. Добрый день!
    Друзья, смс отправить можно со стартовой страницы, на которую вы попадаете при подключении к роутеру (my.start или comfortway.com)
    Кстати, по тем замечаниям, которые написал Алексей уже многое исправлено, большое спасибо за подробное описание. И еще приятная новость - в начале февраля у нас появится новая версия роутера, он будет поддерживать непрерывную работу в течение 12 часов, более стабильное соединение с оператором (никаких "глобусов") и еще много приятных дополнений) Все пользователи смогут поменять текущую версию на новую с небольшой доплатой (в районе 1,5 тыс. руб.)

    ОтветитьУдалить
  3. Кстати, следите за новостями у нас на сайте www.comfway.com - Алексей, после Вашего путешествия у нас появилась еще одна очень интересная дополнительная возможность экономии, а точнее возможность получения интернета совершенно бесплатно) Мы возвращаем на баланс Вашего ComfortWay от 5% до 8% (в зависимости от системы бронирования) от суммы брони отеля. Подробнее можно посмотреть тут http://comfway.com/ru/bonus.html

    ОтветитьУдалить
  4. Взяли Comfortway, отзывы впечатлили, решили попробовать. С семьей ездили на автобусе во Францию, Германию, Испанию. На протяжении всей поездки инет работал стабильно, быстро, без вылетов и глюков, в автобусе ловит замечательно, вещь удобная, проверили - советую.

    ОтветитьУдалить
  5. 27.03.2014 приобрел 2-ю версию роутера доставкой из Москвы в Калининград. Все нормально заработало, а потом роутер перестал включаться. Выглядело это так: после дня опробования в России, в Калининграде роутер был выключен, на следующий день не включился. Путем шаманства с выниманием и новым вставлением аккумулятора роутер удалось включить и он показал полную зарядку аккумулятора, так как в первый день был полностью подзаряжен. Затем был со спокойной совестью выключен, а сегодня снова не включился, несмотря на очень длительное удержание кнопки питания. Шаманство продолжилось, имея в виду, что электротехника это наука о контактах. Так как аккумулятор в своей нише лежит довольно свободно, под его верхний торец был подложен кусочек картона чтобы улучшить с другой стороны плотность контактов. И, о чудо, роутер включился, однако через небольшое время дисплейчик погас и больше роутер при любых манипуляциях (в том числе длительной подзарядке) никак не включается при полной зарядке аккумулятора. Несмотря на 2 звонка в Москву, техподдержка ComfortWay пока не реагирует. Что это может быть? Если бы вообще никогда не включался, это можно было бы понять, что-то в роутере накрылось и его надо только менять. А тут то включится, то большей частью нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Приносим извинения за доставленные неудобства. Видимо Вам попался бракованный роутер, к сожалению от подобных проблем никто не застрахован. Если Ваша проблема до сих пор не решена, то прошу обратиться еще раз в службу поддержки по телефону 8 800 333 66 86 (звонок по России бесплатный). Хотя, уверен, что Ваша проблема решилась:)

      Удалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, отдыхаю в Италии уже давно и могу советовать https://www.miravtoprokata.ru/. Брал авто Renault Clio и не было проблеми

    ОтветитьУдалить