пятница, 8 марта 2013 г.

01.03.13–10.03.13 Юлляс, Финляндия. Горные лыжи. Часть II.

II. ДОРОГА

Выехали с большим опозданием – долго возились с погрузкой. Старт в 21:10.

Уже проехав Череповец и обсуждая начавшееся путешествие, решили ехать не через Петербург, а через Вяртсиля. Новый путь всегда интереснее старого :о) МАПП работает 24 часа, дороги средней паршивости – попробуем! Гугл обещает 1699 км от Вологды до Юллясярви. Для сравнения: через Питер 1732 км, через Медвежьегорск – 1529.

Долетели до Тихвина, заправились на Газпроме (помним, что на севере с заправками негусто). Далее на круге у самолета руль на правый борт – и уходим по P36 на Лодейное поле. Нужно сказать, что дорога зимой оказалась значимо лучше, чем пугали сообщения на форумах: ровная, почищенная грейдером, ямы занесены и плотно укатаны снегом. Грунтовые участки от асфальтированных практически неотличимы. Единственное “но” – дорога извилистая и едем впервой: быстро ехать не получается, в поворотах ощутимо заносит.

Скаут справляется отлично, за эту поездку боком я наездился вволю! ESP включается не часто – значит, иду правильно :о) До трассы М18 Кола добрались в гордом одиночестве, ни попуток, ни встречных. Дважды встречали зайцев, лихо перемахивающих через дорогу в луче дальнего света. Природа!

Под Лодейным полем выбрались на М18, встряхнулись и полетели до Олонца. Помня о дежурной засаде за мостом через Свирь, не разгонялись. Однако глубокой ночью полицаев под кустом не оказалось. От Олонца до Вяртсиля – почти без приключений. На одном из перегонов между деревнями встретились с компанией алкоголиков на машине, упорно пытающуюся засадить свой агрегат в снег методом разворота с ручником. Оттормозились, поморгали, погудели – дождались, пока тела и автомобиль замрут на месте, поехали дальше. В ясном небе мерцали и падали звезды. Хорошо!

Расчет с заправкой оправдался: после Киришнефтепродукта в Лодейном Поле заправки встретили только на границе, зато сразу много – две ТНК и Газпром.

Прохождение границы в 6 утра через МАПП Вяртсиля-Ниирала – это песня!
Автомобилей – ноль, пограничники дружелюбные и вежливые (в т.ч. на нашей стороне, что редкость). Детям, которые проснулись из-за суеты с документами и заправкой, шепнули “делайте вид, что спите” – и не пришлось их одевать-раздевать, и вытаскивать сонных на 20-градусный мороз.

Большое спасибо сотрудникам таможни – впервые, пересекая границу РФ, мы встретили такую любезность, отсутствие очереди и адекватное отношение к просьбе не доставать детей из машины. Финский таможенник также был любезен и внимателен, опять же впервые с границы Польша-Беларусь в 2011 г. у нас спросили грин-карту (в этот раз даты в ней не расходились с датами поездки :о)), а также попросили назвать точный адрес места проживания. Адреc мы наизусть так и не выучили (улица Palovaarankaarre запоминается не сразу), но были убедительны в рассказе о коттедже и лыжах. На обе границы ушло 10 минут. Всегда бы так!

Зимой финские дороги отличаются от российских. Не только качеством покрытия, разметкой, знаками, организацией полос разгона и торможения, круговых движений и зон отдыха, и общим состоянием. Зимой добавляется еще одна особенность – финны большую часть дорог регулярно чистят, но ничем не посыпают (исключение – крутые спуски, подъемы, повороты). В результате трасса чистая, белая, местами прокатанная машинами до асфальта, но – скользкая.
FILE2103
Вместо того, чтобы заливать дороги реагентами или засыпать песком с солью, финны на зиму корректируют скоростной режим, а также выпускают методические пособия для водителей по особенностям вождения в зимнее время. Внимание, ЧЕРНЫЙ ЛЕД!

Максимальная скорость зимой – 80 км/ч за городом, на скоростных магистралях – 100 км/ч. Время действия этого режима зависит от погоды, его можно узнать на новостных сайтах. В 2012 г. ограничения начали действовать в середине октября, постепенно вводились с севера к югу страны. Не нашел однозначного ответа - нужно ли верить знакам, которые остаются на дорогах.

Если кто-нибудь знает ссылку на достоверный источник по этому поводу – напишите, пожалуйста.
FILE2105
Опытным путем установил, что при наличии подряд нескольких знаков “100” разгоняться до 100 начинал только я.

Финики отставали и не пытались догнать, хотя при ограничении “80” и скорости 90 по спидометру висели на хвосте и даже обгоняли. Финская традиция – держать скорость больше разрешенной на 10-18 км/ч. Хотя штрафы начинаются с +10 км/ч. Видимо, погрешность спидометра + погрешность радаров позволяют финнам считать, что при превышении по спидометру не более, чем на 20 км/ч, неприятности с полицией не грозят.

С другой стороны, днем наблюдал и иную картину: ограничение “80” или “60”, а финики жмут больше 100, ограничение “100” – едут больше 120. Видимо, сказывается удаленность от райцентров и желание побыстрее добраться до арендованного коттеджа у горнолыжного склона.

Мы старались выдерживать не более 19 км/ч от действующего ограничения, сбрасывали (как и все финны) перед камерами, и строго соблюдали режим в населенных пунктах (как по причине камер, так и по причине безопасности – пешеходы, велосипедисты, дети…).

Ближе к 14 часам нашли кафешку перекусить и привести себя в порядок после ночи на колесах. Меню небогатое, но кофе – приемлемый.
P1120306
P1120308
Дальше – небольшой участок до Рованиеми, где нас ждал К-Супермаркет для покупки быт.химии (стирка, посудомойка), сим-карты Saunalahti и обещанной малышу машинки за хорошее поведение в экспедиции.

С машинкой получился казус: китайские поставщики поставили Кеско бракованные игрушки. Распаковав игрушку после покупки и осмотрев, выяснили, что у машинки, которая попалась нам, отломан фаркоп. Прицеп, идущий в комплекте, не прицепить. Непорядок! Иду на кассу, задаю вопрос, готовлюсь к неприятной процедуре бесед и заявлений. Кассирша закрывает кассу и предлагает поменять игрушку, хотя коробку мы уже утилизировали. На полке находим аналогичные игрушки, но у них – тот же баг. Девушка возвращается на кассу и выдает стоимость игрушки наличными (хотя покупку оплачивали по карте). И долго извиняется за испорченное настроение мое и детеныша. Ни чека, ни заявлений, ни упаковки – ничего не понадобилось. “Покупатель всегда прав” в действии. А машинку пришлось покупать уже в Юллясе.

Еще одна особенность финских (европейских и вообще большинства) ПДД – тот, кто едет сзади, должен контролировать ситуацию, и быть готов к любым неожиданностям, которые приготовили те, кто едет впереди. В Германии быстрые мерсы, бмв и ауди безоговорочно оттормаживались, когда дедушка или бабушка на старом пассате решали обогнать какую-нибудь фуру. И никто никого не “учил” жизни. При выезде на трассу с развязки, водители не глядя выруливают с полосы разгона, поскольку уверены – следующие сзади по трассе видят их, притормозят или перестроятся. Пропустят. Стоит ли говорить, что в РФ ПДД формально те же, но большинство водителей и водятлов все еще ездят по “понятиям”?

На своем опыте почти прочувствовали правило “кто сзади, тот и тормозит”. Проезжали населенный пункт, не обозначенный как таковой. Ограничение “80”. Из проселка на трассу выскакивает старая японская помойка и, чадя, плетется себе. Решаю не тормозить, обойти ходом. Жму на газ, включаю сигнал поворота, перестраиваюсь в левый ряд, приближаюсь к финику. Финик видит нужный ему проселок, включает поворотник и резко тормозит. На дороге – лед. Успел понять, что тормоза не помогут, посигналить светом и нажать на газ. Таки обогнал, но взбодрился. Лучше больше так не делать. Повезло.

Дальше без приключений: догнали длиииинный хвост субботнего трафика в сторону Леви и Юлляса. Все едут с одинаковой скоростью 88-89, либо 108-109 км/ч, никто не “тормозит”, но и не гонит быстрее потока, намерения повернуть/затормозить показывают заблаговременно, обгоняют друг друга очень аккуратно и при полной уверенности в безопасности маневра: нет встречных, нет закрытого поворота/подъема. Обгоняемые машины показывают готовность снизить скорость и прижаться к обочине поворотниками и стоп-сигналами. По нашим меркам – занудно, но – спокойно и безопасно. Главное – не заснуть :о)
FILE2159

Вопреки надеждам и опасениям, живности на финской дороге не встретили – половина белочки и плоский зайчик не в счет. Встали в поток и достаточно быстро добрались до места.

FILE2163

Спасибо навигатору Гугл и безлимитному мобильному интернету Saunalahti: привел нас прямо к ресепшн, а затем – и прямо к коттеджу. Итого 22 часа 10 минут в пути (с учетом заправок, границы, обеда и шоппинга), 1699 км.

1 комментарий: